Контакты

Телефон: +7 (495) 924-74-84
E-mail: info@lomonosovka.ru
Группа Вконтакте

Абитуриентам

Основные требования, предъявляемые к сдающим ЕГЭ, указаны в государственном кодификаторе.

Выпускник должен знать/понимать:

  1. Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории.
  2. Периодизацию всемирной и отечественной истории.
  3. Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории.
  4. Историческую обусловленность современных общественных процессов.
  5. Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Выпускник должен уметь:

  1. Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.
  2. Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности).
  3. Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
  4. Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.
  5. Использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
  6. Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса.
  7. Представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
  8. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Обзор ЕГЭ по истории

Приведенный ниже материал основывается на ЕГЭ по истории формата 2013 года. В 2014 году возможны изменения формата. Historia Rossica следит за актуальной информацией и будет вносить правки в свои рекомендации. На данный момент Единый Государственный Экзамен по истории состоит из 40 заданий разного уровня сложности и классически из трех частей – A, B и C. На выполнение всех заданий отводится 210 минут, т. е. 3,5 часа. Основу ЕГЭ составляют текстовые задания, однако присутствуют задания с иллюстративным материалом (портретами, плакатами, картинами, картами). Количество баллов распределено между тремя частями практически поровну. Есть задания базовой, повышенной и высокой сложности. Минимальное количество баллов ЕГЭ по истории, подтверждающее аттестацию по предмету, было установлено в 32 балла. Разберем каждую часть подробней.

Задания части A

В части А всего 21 задание базового уровня сложности, в которых необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. Это, можно сказать, наиболее легкий формат заданий, и нацелен он на проверку знания фактического материала (даты, термины, события, реформы и пр.). Как показывает опыт проверки работ, доскональное знание справочных материалов Historia Rossica позволяет выполнять данную часть на 70–90 % (данные представлены по результатам отбора 10 пробных тестов ЕГЭ). Стоит отметить, что в справочные материалы не входит большая часть разъяснений или текстов из источников, поэтому оставшиеся 10–30 % необходимо знать и понимать. К примеру, в задании спрашивается, кто автор приведенного высказывания: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». В справочном материале нет данной цитаты, но естественно указаны как Ленин, так и план ГОЭЛРО. Но по причине того, что прямого ответа на данное задание в материалах не встречается, мы не учитывали это в 70–90 %. Главное, что максимальное знание справочных материалов существенно увеличит шансы на успешную сдачу ЕГЭ. Правильные ответы на задания части A оцениваются в 1 балл.

Разбивка заданий по периодам в части А следующая:

VIII–XVII века

задания 1–5

XVIII – середина XIX века

задания 6–9

Вторая половина XIX – начало XX века

задания 10, 11, 12

XVIII – начало XX века (культура)

задание 13

1917–1941 годы

задания 14, 15

1941–1945 годы

задания 16, 17

1945–1991 годы

задания 18, 19

1917–2011 годы (культура)

задание 20

1992–2011 годы

задание 21

 

Стоит отметить, что советскому и постсоветскому периоду в части А отведены восемь заданий из 21, из которых два задания ориентированы на проверку знаний Великой Отечественной Войны и лишь одно задание на проверку знаний событий современной России. Всего три задания (4, 13, 20) проверяют знания по культуре с IX по XXI века.

Задания части B

В части B 13 заданий, в то же время некоторые из них оцениваются не в 1 балл, а в 2 и 3 балла.

Задания В1, В4, В5, В8, В9, В10, В12, В13

1 балл

Задания В2, В3, В7, В11

2 балла

Задание B6

3 балла

 

Задания части В предполагают краткий ответ в виде цифры, последовательности цифр или слова/словосочетания. Главным образом проверяется умение классифицировать и систематизировать исторический материал. В части B мы встречаем восемь заданий повышенной сложности и пять заданий базовой сложности. С данной частью у многих бывают проблемы в силу того, что требуется более свободное ориентирование в фактическом материале, чем в части А. Четкой разбивки заданий второй части по эпохам нет, поэтому сказать с точностью, какое будет соотношение древней, новой и новейшей истории нельзя.

Форматы заданий определены, зафиксированы и суть следующие:

  1. Определение последовательности событий, т. е. расположение в хронологической последовательности перечисленных пяти событий.
  2. Установление соответствий между приведенной исторической ситуацией и перечисленными вариантами. Необходимо выбрать, как правило, три правильных ответа из шести представленных (к примеру, «что из перечисленного относится к событиям октябрьской революции?»).
  3. Установление соответствий между двумя столбиками, к примеру, императорами и мирными договорами. Вариантов во втором столбике всегда больше, чем в первом для усложнения задачи.
  4. В данном задании необходимо найти «лишний» ответ, который по исторической логике не может быть в одном ряду с остальными.
  5. Единственное задание части В, где необходимо вписать слово или словосочетание, пропущенное в тексте.
  6. Наиболее сложное задание части, в котором надо заполнить таблицу. Дано на выбор девять вариантов ответов, шесть из которых необходимо включить в правильной последовательности в таблицу. Пример задания:
  7.  

    Правитель

    Дата

    Реформа

    Иван Грозный

    (А)

    Стрелецкая реформа

    (Б)

    1708

    (В)

    (Г)

    1764

    Секуляризация церковных земель

    Александр II

    (Д)

    (Е)

     

    Пропущенные элементы:

    1) Екатерина II

    2) 1562

    3) 1550

    4) Учреждение Государственного Совета

    5) Павел I

    6) Губернская реформа

    7) Петр I

    8) 1864

    9) Судебная реформа

    Пример ответа:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    3

    7

    6

    1

    8

    9

     

  8. Умение работать с текстом. Текст, предлагаемый в задании, указывает на контекст событий. От учащегося требуется выбрать три правильных варианта ответа. Задача состоит в том, чтобы продемонстрировать, с одной стороны, умение анализировать источник, с другой стороны, многое зависит от фоновых знаний ученика по предложенной эпохе.
  9. Задания по работе с картой. Нужно указать названия географических объектов отмеченных на карте, но не подписанных. На семинарах Historia Rossica работе с картами уделяется отдельное внимание, по причине того, что как показал опыт введения данного задания, у многих учеников существует довольно отдаленное представление о географических реалиях русского государства.
  10. Смотри 8 пункт
  11. Смотри 8 пункт
  12. Завершающее задание с картой повышенной сложности. Необходимо выбрать варианты ответа, которые соответствуют обстоятельствам, отображенным на карте.
  13. Работа с иллюстративным материалом. Так же, как и с предыдущим заданием, задача состоит в том, чтобы выбрать суждения, соответствующие представленному материалу.
  14. Второе задание с иллюстративным материалом, где нужно выбрать одно из четырех представленных иллюстраций, в определенной мере соответствующее материалу предыдущего задания (либо той же эпохи, либо того же автора и т. д.). Иллюстративный материал может представлять собой фотографию архитектурного сооружения, картину, портрет исторического деятеля, плакат и т. д. Historia Rossica сделала подборку базовых иллюстративных материалов, связанных с русской культурой, для того чтобы ключевые произведения русской культуры были всегда узнаваемы для учащегося.

Задания части C

Часть С является наиболее трудной по уровню сложности заданий и единственной частью ЕГЭ, которую проверяет не компьютер, а эксперт ЕГЭ. Часть С состоит из шести заданий, которые в свою очередь имеют разный уровень сложности (базовый – С2; повышенный – С1; высокий – С3, С4, С5, С6). Перед заданиями третьей части дается текст для анализа и ответов на поставленные вопросы. Первые три задания относятся к работе с представленным текстом. Остальные задания могут относиться к совершенно другим историческим эпохам, событиям, проблемам. Разберем каждое задание подробнее.

С1. Чаще всего в задании С1 требуется дать три ответа, которые включают дату, личность и событие, рассматриваемые в документе. Иногда вместо события надо указать название самого документа. Если правильно указаны все три элементы ответа, то экзаменуемый получает 2 балла. Если правильно приведены два элемента, оценка – 1 балл. В случаях, когда ответ состоит из 1 или 0 правильных элементов ответа, то оценка – 0 баллов. Для выполнения данного задания требуется вдумчивое чтение предложенного текста. В источнике всегда присутствуют исторические «ключи», которые должны указывать на конкретное событие/эпоху/личность. Такими историческими «ключами» часто оказывается всего лишь одно слово (например «расстрига» – ключ к Лжедмитрию II, «волюнтаризм» – ключ к Хрущеву, «гласность» – ключ к Перестройке, «Яссы» – ключ к Ясскому договору, или к русско-турецким войнам XVIII века в целом и т. д.). Подобное слово-ключ может иметь много применений, но в рамках исторического курса встречается в единичных и узнаваемых случаях. Поэтому внимательно читайте весь текст от начала до конца, желательно несколько раз. К сожалению, нередко бывает, когда экзаменуемый просто пропускал слова-подсказки и впоследствии утверждал, что если бы он заметил их, то сразу понял бы о каком периоде идет речь. Отсюда вывод – не спешите и не ленитесь, лучше перечитайте текст пару раз.

С2. В данном задании также требуется ответ из трех элементов, как и в предыдущем задании. Это самое простое задание части С, так как для его выполнения достаточно внимательно прочитать текст источника. Чаще всего нужно привести не менее трех позиций, перечисленных в тексте. Ответы принимаются как переписанные из представленного текста, так и собственный пересказ этих фрагментов. Максимальная оценка за правильное выполнение задания С2 – 2 балла. Критерии оценки схожи с заданием С1.

С3. Это первое задание высокого уровня сложности в ЕГЭ. Задача ученика привести от двух и более исторических элементов, связанных с событиями в тексте (к примеру, «указать не менее трех реформ этого же императора»). При выполнении этого задания можно не смотреть на текст источника, потому что ни «ключей», ни прямых подсказок к заданию С3 в нем нет. Здесь необходимо применять только свои фоновые знания истории. Максимальный балл – 2. Критерии оценивания аналогичные предыдущим заданиям части С.

С4. Ученику предоставляется краткое описание исторической ситуации, по которой задается несколько вопросов. Как правило, это два задания, включающие от двух до трех элементов ответа (каждый). Будьте внимательны при прочтении задания. Не путайте «причины» с «последствиями», что нередко встречается. Ответы на С4 могут быть как тезисные, т. е. короткие, так и развернутые с детальным обоснованием. Максимальная оценка за задание – 3 балла.

С5. Задание на понимание разных исторических концепций и на критическое мышление в целом. Экзаменуемому предлагается точка зрения на историческую проблематику, к которой необходимо подобрать два аргумента в поддержку и два контраргумента. Таким образом, проверяется умение ученика критически мыслить и использовать исторические знания в дискуссионных вопросах. Максимальная оценка за задание – 4 балла. Примеры оценивания: если приведены два аргумента в пользу или два в опровержение позиции – ставится 1 балл, а если приведен один аргумент в пользу и один против предложенной точки зрения, то это оценивается в 2 балла. Причина заключается в том, что в одном случае представлен взгляд с разных позиций, т. е. комплексно, следовательно, такой ответ должен быть оценен выше. В случае, если будут приведены аргументы в пропорции 1 : 2 в пользу либо в опровержение, то ставится 3 балла. Если приведено не менее двух аргументов в пользу и в опровержение высказанной исторической позиции, то ставится максимальный балл – 4.

С6. Данное задание представляет собой небольшое эссе, посвященное исторической личности (так называемый исторический портрет). Это самое большое и сложное задание, которое максимально оценивается в 6 баллов. В то же время экзаменуемому предоставляется право выбора из четырех личностей, среди которых три деятеля отечественной истории и один деятель всеобщей истории. В задании требуется указать годы жизни (или правления) исторического персонажа, не менее двух основных направлений его деятельности, охарактеризовать их, и описать результаты его деятельности по каждому из направлений. Оценивается данное задание по трем критериям. Первый критерий – даты жизни, второй – характеристики основных направлений деятельности, третий – результат деятельности.

По первому критерию максимальная оценка составляет 1 балл. Точность указания дат описана в самом задании: «с точностью до десятилетия или части века». Если выбранный персонаж является правителем, то рекомендуем указывать даты его правления.

Максимальный результат по второму критерию – 3 балла. Здесь требуется указать не менее двух формулировок направлений деятельности исторического персонажа, а также дать характеристику каждого направления. Формулировки допускаются как общие (например, внутренняя и внешняя политика), так и конкретные (например, решение рабочего вопроса; русско-европейская дипломатия). Говоря о характеристике направлений деятельности нужно указать факты, связанные с названными направлениями (войны, битвы, реформы, мирные договоры, произведения культуры и т. д.). Собственно именно эта часть представляется самой объемной. Наличие фактических ошибок при правильных формулировках ведет к снижению минимум на 1 балл, поэтому старайтесь в данном задании писать то, в чем Вы точно уверены.

Третий критерий максимально оценивается в 2 балла. В завершение исторического портрета надо охарактеризовать результаты деятельности того или иного персонажа. Частая ошибка многих экзаменуемых – перечисление общих результатов деятельности человека (например, «при данном правителе страна развивалась», «укрепил авторитет страны»). Имейте в виду, что подобные ответы могут быть засчитаны лишь, в случае если приведенные результаты относятся к описанным ранее направлениям деятельности. К примеру, направление деятельности – установление династических браков с европейскими монархическими домами; результат – укрепление авторитета страны. Указывайте результаты тех направлений деятельности, которые Вы уже описали ранее, иначе Ваш ответ могут не засчитать. К результатам деятельности относятся последствия и роль деятельности выбранного персонажа для страны и эпохи. В случае, если Вы указали результаты деятельности не менее чем по двум направлениям, ставится максимальный балл – 2. Если рассмотрены результаты только одного направления деятельности либо допущены фактические ошибки – 1 балл. В случаях приведения результатов, не относящихся к указанным направлениям деятельности, либо при серьезных ошибках, либо результаты не указаны вовсе, ставится 0 баллов.

Секреты ЕГЭ от Historia Rossica

  • Внимательно читайте задания! Зачастую ошибочно прочитанное задание ведет к неправильному ответу.
  • Не повторяйте одни и те же ответы в разных формулировках, они не будут засчитаны.
  • Отвечайте только на поставленные вопросы. Развернутые ответы на «соседние» темы не увеличат баллов.
  • Будьте внимательны в формулировках! Проговорите ответ до и после его написания, убедитесь, что понимаете смысл и ничего не перепутали.
  • Помните: за нарушение последовательности баллы не снимаются. Поэтому начните с более простых заданий, не тратьте время зря!
  • Старайтесь писать грамотно, но имейте в виду, что это не экзамен по русскому языку, за орфографические ошибки баллы не снимаются. Главное – правильно выразить мысль!
  • Давайте полные ответы! Ответы вроде «русско-турецкий мир», или «революция» могут оказаться недостаточными. Следует конкретизировать: «Адрианопольский мирный договор», «Февральская революция» и т. д.
  • Давайте больше вариантов ответов! Мало кто знает, но в заданиях С2, С3, С4, С5 неправильные ответы не нивелируют правильные, поэтому если Вы привели 10 ответов из которых правильных только 3, то Вы получите такой же максимальный балл, как в случае, если бы привели всего три правильных ответа.
  • Ищите «ключи» в тексте! Они там всегда есть, внимательно вчитывайтесь, ищите ключевую информацию – даты, имена собственные, термины.

Что нужно знать о вступительных испытаниях по истории в МГУ?

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ В МГУ ПО ИСТОРИИ

Для поступления в МГУ необходимо сдать дополнительное вступительное испытание. Всего есть девять факультетов, на которых требуется дополнительный внутренний экзамен по исторической дисциплине: исторический факультет, факультет иностранных языков и регионоведения, политологический факультет, философский факультет, Институт стран Азии и Африки, факультет государственного управления, факультет мировой политики, факультет глобальных процессов, географический факультет. Еще несколько лет назад испытание по истории в МГУ представляло собой формат, похожий на ЕГЭ, то есть было несколько частей экзамена, в которые входили задания с одним вариантом ответа, задания с множественными вариантами ответа и задания с развернутым ответом. Однако за последние несколько лет закрепилась новая форма экзамена – эссе. Абитуриентам даются четыре темы эссе, каждая из которых, соответственно, оценивается в 25 баллов. Таким образом, вступительное испытание состоит из развернутых ответов.

ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ?

Для начала приведем определение такого жанра, как эссе. Эссе (фр. essai – попытка, проба), небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего-либо, его размышления и соображения по какому-либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача – высказать мнение. Эссе бывают философские и историко-биографические, публицистические и литературно-критические, научно-популярные и беллетристические. Стиль эссе отличается лёгкостью, образностью, установкой на разговорную лексику и интонацию. (Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.) Таким образом, исходя из определения, становится ясно, что главная задача – адекватно выразить свою позицию, мнение по тому или иному историческому вопросу. Существует множество различных методик написания эссе. По причине того что жанр эссе отличается легкостью и субъективностью может возникнуть ощущение, что главное – свободная форма и не существует определенных рамок написания данного жанра. Однако это не так. Приведем свои рекомендации по написанию эссе.

СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ ОТ HISTORIA ROSSICA

СТРУКТУРА ЭССЕ

Существует стандартная схема написания текстов: введение, основная часть, заключение. Введение представляет собой часть, где ставится проблема, ответ на которую дается в основной части. Основная часть является самой объемной и содержит весь фактический материал и всю аргументацию автора. Заключение подытоживает выводы, сделанные в работе, и обозначает перспективу темы. Что касается исторического эссе, то, конечно, можно использовать и данную схему построения текста, однако Historia Rossica предлагает свой вариант наполнения этих трех частей текста специально для исторических эссе. Во введении следует указать предпосылки темы, исторический путь проблемы. К примеру, тема эссе «Реформы Петра I». Во введении следует рассказать о предпосылках петровских реформ, таких как складывание абсолютистских тенденций в XVII веке, об отмене местничества и других исторических событиях, предшествовавших теме Вашего эссе. Эта часть не должна быть объемной, но главное – это связанный и аргументированный текст. Вы должны четко продемонстрировать Вашу позицию по вопросам предыстории Вашей основной темы. Покажите, что Вы действительно уверены в том, что для успехов петровских реформ необходимо было складывание многих факторов. Аргументированные причинно-следственные связи – главный залог успеха эссе. В любых исторических темах всегда есть «путь», который был проделан к формированию той исторической ситуации, которую Вам необходимо описать. Поэтому данная трактовка введения достаточно универсальна для исторических тем. В основной части необходимо указать совокупность известных Вам фактов, а также раскрыть «механизмы» заданной проблемы. В случае с реформами, поясните их особенности: в чем суть реформы, каковы были механизмы ее реализации, каких категорий населения данная реформа касалась и т.д. Несмотря на тот факт, что основная часть является самой объемной, ее наполнение самое простое, и подробнее останавливаться на этом мы не будем. В заключении следует отметить последствия и роль в истории событий, описываемых в работе. Каковы были результаты рассмотренных событий? Насколько положительно или отрицательно они повлияли на ход развития история с Вашей точки зрения? Какое место в эпохе в целом они занимают? На все эти вопросы лучше ответить в заключении, подчеркнув, таким образом, как свою авторскую позицию, так и знание исторического материала, связанного с Вашей темой.

ШАГИ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

Составьте список ключевых материалов

На данном этапе Ваша задача написать на отдельном листе все, что Вы помните, относящееся к теме, желательно структурировав этот материал по категориям: даты, термины, личности, концепции. Потратьте на это время, и при написании эссе у Вас будет постоянная памятка, Вы ничего не забудете. Насыщенность текста эссе историческими деталями, датами и терминами существенно улучшает впечатление от работы.

Напишите план эссе

Четкая структурированность – один из факторов отличной оценки за эссе. Напишите список из 5-10 тезисов на основную часть, которые Вы сможете раскрыть в одном или двух предложениях. На введение и заключение может хватить по 2-3 тезиса.

Перечитайте тезисы плана

Проверьте полноту информации, раскрываемую в плане. При повторном прочтении плана часто вспоминаются факты, термины и другая информация, которая ускользнула от внимания при первом составлении. Перечитывая тезисы, Вы проверяете их на логические связи и непротиворечивость.

Раскройте тезисы – напишите эссе

После проверки плана, напишите текст, раскрывая каждый пункт Вашего плана. Часто во время написания может вспомниться новая информация, которую Вы захотите включить в эссе. Проверьте ее на логические состыковки с Вашим общим планом, и смело наполняйте Вашу работу новым материалом.

Проверьте работу

После окончания у многих наступает момент, когда они рады, что все написали и больше не хотят возвращаться к теме, но это может существенно снизить шансы на отличный результат. Перепроверка материала – обязательный элемент любой работы. Мы бы рекомендовали при перепроверке обратить внимание на следующее:

1) Логическую завершенность темы

2) Наличие авторской позиции

3) Факты, имена, даты, термины

4) Четкость и непротиворечивость аргументов

5) Связанность текста

В случае, если Вы нашли ошибки, а скорее всего так и будет при качественной проверке, не ленитесь исправить и переписать необходимые фрагменты текста. Помните, это потраченное время может построить Ваше будущее.

Куда можно поступить с историей?

В МГУ имени М.В. Ломоносова 14 факультетов, на которых  требуется результат ЕГЭ по истории. В некоторых случаях проводится дополнительное вступительное испытание по истории, которое проходит в июле на разных факультетах МГУ. Во всех случаях учитывается результат ЕГЭ по русскому языку, и наоборот, ни в одном из гуманитарных факультетов не требуется результат ЕГЭ по математике. Основными предметами являются русский язык, история и обществознание с иностранным языком. Ниже приведем таблицу факультетов со вступительными испытаниями и проходными баллами. Обратите внимание, что информация о проходных баллах предоставлена за 2012 год, так как баллы 2013 года еще не появились в открытом доступе.


Факультет

Специальность

ЕГЭ1

ЕГЭ2

Профильное испытание ЕГЭ3

Дополнительное вступительное испытание

Проходной балл на бюджетные места (2012)

Философский

Философия

русский язык

история

обществознание

обществознание (письменно)

305/400

 

Религиоведение

русский язык

обществознание

история

история (письменно)

303/400

 

Реклама и связи с общественностью

русский язык

история

обществознание

обществознание (письменно)

362/400

 

Культурология

русский язык

история

обществознание

обществознание (письменно)

326/400

Государственного
управления

Политология

русский язык

обществознание

история

история (письменно)

374/500

Политологии

Политология

русский язык

иностранный язык

история

история (письменно)

344/400

 

Конфликтология

русский язык

история

обществознание

обществознание (письменно)

Контракт

Исторический

История

русский язык

иностранный язык

история

история (письменно)

338/400

 

История искусств

русский язык

иностранный язык

история

вступительное испытание творческой направленности (письменно, устно)

271/400

Юридический

Юриспруденция

русский язык

история

обществознание

обществознание (письменно)

338/400

Высшая школа
государственного
аудита

Юриспруденция

русский язык

история

обществознание

обществознание (письменно)

352/400

Мировой политики

Международные отношения

русский язык

иностранный язык

история

история (письменно)

372/400

Глобальных
процессов

Международные отношения

русский язык

иностранный язык

история

история (письменно)

372/400

Иностранных
языков
и регионоведения

Зарубежное регионоведение

русский язык

иностранный язык

история

история (письменно)

Контракт

 

Регионоведение России

русский язык

иностранный язык

история

история (письменно)

339/400

 

Лингвистика

русский язык

история

иностранный язык

иностранный язык (письменно)

374/400

 

Перевод и переводоведение

русский язык

история

иностранный язык

иностранный язык (письменно)

379/400

ИСАА (Институт
стран
Азии и Африки)

Востоковедение и африканистика

русский язык

иностранный язык

история

история (письменно)

350/400

Филологический

Филология (русская филология)

русский язык

история

литература

литература (письменно)

317/400

Высшая школа
телевидения

Телевидение

русский язык

история

литература

вступительное испытание творческой направленности (письменно, устно)

Контракт

Искусств

Изящные искусства

русский язык

история

литература

вступительное испытание творческой направленности (письменно, устно)

Контракт

Географический

Туризм

русский язык

обществознание

история

история (письменно)

Контракт

Нравится